Давайте на сей раз я не буду начинать издалека и ходить вокруг, да около, а сразу сделаю громкие программные заявления.
1. Возможно Phottix Odin и не произведёт революции, но совершенно точно станет новой точкой отсчёта в систематике дистанционного управления светом. В общем-то, это было понятно еще пару лет назад, когда представили прототип, изначально носивший название Helios.
2. Более того, я не удивлюсь, если через несколько лет подобная система станет стандартом и будет интегрирована, как минимум, в топовые камеры и осветительное оборудование большинства уважающих себя производителей. Ибо возможности, которые она предоставляет фотографу, исключительно широки и правильно реализованы.
Хотим мы того или нет, всё познаётся в сравнении, поэтому по мере повествования мне придётся противопоставлять Odin его прямым конкурентам — Pocket Wizard MiniTT1/FlexTT5 и Pixel King (производители которых заявили аналогичный функционал). Коротко пробежимся по особенностям устройства. В базовую комплектацию Odin входит управляющий блок, называемый TCU (Transmitter Control Unit, надо полагать, он же передатчик) и приёмник (он же ресивер); дополнительные приёмники докупаются при желании и необходимости. В наличии ставшая уже привычной добротная упаковка, традиционные для Phottix ремешки и батарейки (и в TCU, и в приёмнике используются элементы АА), кабели для подключения к компьютеру и студийным приборам, а также переходники с 3,5 мм на 6,3 мм. Инструкция (здесь она, пожалуй, нужнее, чем в любом другом продукте Phottix) прилагается на miniCD. Я был бы рад иметь и бумажную копию, но в век цифровых технологий это, увы, не модно.
Управляющий блок синхронизируется с приёмниками на частоте 2,4 ГГц. В этой связи хочу процитировать замечательный вопрос, заданный на семинаре, где я рассказывал про Odin: не будет ли прибору, работающему на частоте 2,4ГГц, создавать помехи микроволновая печь, ведь частоты у них пересекаются? Обещал проверить и сдержал слово — работает. Абдулла, микроволновки дают «добро».
Время автономной работы в явном виде нигде не обозначено, но на TCU оно неплохо контролируется за счет 3-сегментного индикатора на дисплее. При совсем низком токе начинает мигать красный светодиод. На моем «Одине», спустя полтора месяца, индикатор до сих пор показывает полный заряд (и вообще, я слабо представляю себе фотографа, идущего на съемку с разряженными батарейками или без запасных). Приёмники не оснащены дисплеем, и по гамбургскому счету их расход электроэнергии можно приравнять к TCU — хотя на деле расход будет ощутимо меньше. Несмотря на значительные размеры управляющего блока, он очень легкий, всего 105 г. Приемник по габаритам ощутимо компактнее, чем Pixel King RX (не говоря уже о PocketWizard Flex TT5), при этом весит 66 г.
И приемник, и TCU снабжены качественным стальным креплением для башмака. TCU монтируется в горячий башмак камеры, а в башмак приемника устанавливается вспышка. В отличии от Pocket Wizard, которые уже получили от меня на орехи в статье с обзором и техническими рекомендациями к Phottix Strato, порядок установки и запуска устройств у Odin жёстко не регламентируется (хотя и рекомендуется включать в последовательности передатчик—камера, вспышка—приёмник). Главное — не устанавливать включённое на включённое. Поразительно, но Pocket Wizard и тут дали маху: их требуется включать только в определённой последовательности, а иначе они обидятся и работать не будут, ну что за детский сад?
Другой весьма приятный момент: при включении приёмника не происходит бесполезного и раздражающего срабатывания вспышки на полную мощность (и вообще какого-либо срабатывания импульсной лампы), как это бывает у синхронизаторов, не поддерживающих E-TTL, о начале работы приёмника нас извещает оранжевый светодиод, а о готовности - мигающий зелёный. Ликвидирована недоработка, о которой я упоминал применительно к Strato — отсутствие у приёмника крепёжного винта, фиксирующего прибор в башмаках разнообразных подставок и держателей для вспышек и зонтов. Теперь винт есть, и есть привычная резьба 1/4". Нет горячего башмака для вспышки на передатчике, но он и не требуется — любые настройки производятся непосредственно с блока управления. Благодаря большому ЖК-дисплею (размером примерно как у вспышек 550EX или 580EX) настраивать TCU весьма комфортно, поскольку подсвечивается и сам дисплей, и, что особенно приятно, кнопки. Кому-то это покажется не таким уж важным, но любой, кто снимал со вспышками какой-нибудь концерт в тёмном помещении, знает, как неудобно менять настройки вспышки, не видя, какую кнопку нажимаешь.
Плавно переходим от экстерьера к функциям и вот здесь я, пожалуй, начну издалека. Возможно, кто-то скажет, что ничего нового и выдающегося в Odin нет, однако эпоха великих «географических» открытый в фотооборудовании давно закончилась, сменившись войной маркетинга против инженерного мышления, технического прогресса и вообще здравого смысла. Примеры жертв этой войны каждый может привести сам в любом количестве. Очень странно, что такое устройство как Odin вообще существует, что его выпустили на рынок, что его можно просто купить. Дело в том, что радиосинхронизаторы PocketWizard MiniTT1/FlexTT5, Pixel Knight и Pixel King, будучи совершенно разными, объединены одним свойством — они работают лишь с некоторыми возможностями беспроводного ETTL-управления.Phottix Odin полностью поддерживает систему беспроводного управления вспышками, которую Canon реализовала ещё в 1998 году в своей революционной разработке EOS 3. Причём Odin работает именно что в составе системы, «играет на команду», а не тянет одеяло на себя. Камера воспринимает установленный на нее TCU как «родную» вспышку, а вспышки воспринимают ресиверы как «родную» тушку, к которой они подключены. Именно полная совместимость Odin выгодно отличает его от конкурентов и рождает в моей голове вопрос: а как такое вообще возможно в условиях оголтелой «копирастии» и патентных войн? Впрочем, это уже риторика. Поскольку все описываемые ниже функции унаследованы от системы Canon практически без изменений, люди, использующие в своей практике вспышки, увидят привычные и понятные решения, к которым не придётся привыкать, адаптируя методику работы. Тем же, кто со вспышками пока «не дружит» и может в полной мере не понять, о чём речь, рекомендую почитать инструкцию — там всё замечательно изложено с необходимыми пояснениями, и переписывать её я смысла не вижу.
Итак, основные технические особенности Phottix Odin:
— полная совместимость в управлении вспышками типа А. Блок управления, как можно заметить по фотографии, очень похож на заднюю часть вспышки Canon 550EX.
— возможность управления вынесенными вспышками и настройки ЛЮБЫХ параметров дистанционно.
— FP-синхронизация, выдержка до 1/8000 сек.
— синхронизация по первой и второй шторке.
— поддержка экспозамера систем E-TTL и E-TTL II и экспокоррекции.
— поддержка ручной установки мощности.
— поддержка Ratio (установки соотношения мощностей).
— поддержка FEL (Flash Exposure Lock).
— возможность просмотра светового рисунка (запуск серии слабых импульсов продолжительностью в 1 секунду).
Не поддерживаются следующие функции:
— режим стробоскопа. Справедливости ради скажу, что лично я им никогда не пользовался, но при желании и его можно заставить работать (об этом дальше).
— в режиме Ratio есть соотношение A:B, но нет соотношения B:C (о причинах этого также расскажу ниже).
Новые функции, добавленные в Phottix Odin
Совместимость со студийным оборудованием. Несмотря на якобы стробистскую ориентированность, Odin прекрасно работает со студийным светом. Все необходимые провода и переходники в комплекте, а самое «вкусное», что FP-синхронизация работает и со студийными вспышками. Иными словами, теперь не только генераторные системы могут похвастаться возможностью «заморозки» воды, быстро движущихся людей и предметов, а также огня, взрывов, светильников и других объектов съёмки, испускающих свечение. Безусловно, при выдержках короче Х-синхронизации мощность импульса (вернее, количество захваченного в течение экспозиции света) снижается. Если на 1/250 сек. на 1Ds (или 1/300 сек. для Canon EOS-1D Mark IV) я легко могу закрывать диафрагму практически до любых значений, используя даже не самые мощные из своих моноблоков (у меня Hensel Contra мощностью 250, 500 и 1000 Дж), то при FP-синхронизации (или HSS, если угодно) экспозиция снижается настолько, что уже требуется открывать диафрагму и даже повышать чувствительность. Фактически, при таком использовании импульсный свет превращается в постоянный, поэтому имеют значение все три параметра изменения экспозиции, а не только диафрагма и чувствительность. Хорошо это или плохо — решать только нам самим. По опыту эксплуатации могу сказать, что система заработала сразу и без какого-либо моего участия (кроме подключения Одина к приборам и включения режима HSS, разумеется). Синхронизатор прекрасно «понимает», что мы от него хотим, и делает это без дополнительных «пинков».
Кстати, а что скажет на это наш любимый Pocket Wizard? Оказывается, в нем требуется специально выставлять на компьютере опережение срабатывания для моноблока, чтобы импульс последнего попал в выдержку. Конечно, это звучит куда страшнее, чем предстает в реальности, но даже мне, ярому фанату управления, такие вещи кажутся избыточными. Надо полагать, подход PW оценят люди, ставящие на домашний компьютер FreeBSD или Unix, и поднимающие там руками все необходимые службы, файрволы и сервера, а также качающие и редактирующие драйвера ко всем железкам и прописывающие все остальные настройки лишь для того, чтобы просто пользоваться интернетом и печатать текстовые документы.
Но вернемся к быстрой синхронизации. Любое действие фотографа в разных ситуациях может служить как во вред, так и во благо (допустим, снимая бенгальские огни, я предпочел бы размытый фон с бликами от других источников света, например, гирлянд, свечей и других бенгальских огней). С водой, огнём и, особенно, взрывами и разлетающимися осколками стекла все понятно: чем короче — тем лучше. А вот для фотосъёмки танцоров и большей части спортсменов, как показывает практика, вполне хватит «морозящего» импульса на 1/500–1/1000 сек, который оставляет ещё немалый запас по мощности — главное при этом не получить совсем чёрный «задник». В данной связи можно сказать большое спасибо «талантливым» светотехникам в концертных залах, которые наиболее старательно освещают почему-то занавес и спины исполнителей, а не самих исполнителей...
О кардинальных отличиях Phottix Odin от ETTL-синхронизаторов Pixel и Pocket Wizard, и почему Pixel King в сравнении с Phottix Odin проигрывает. Odin, как я уже писал, оснащён большим дисплеем для вывода настроек, а также максимально унифицированными со Speedlite 550EX органами управления, которыми эти настройки изменяются. У King нет ни того, ни другого, он управляется только через меню камеры. Стоп! Давайте осмыслим это. Управление вспышкой из меню у камер Canon начинается с EOS 40D. Получается, что компания Pixel Enterprise тактично намекает всем владельцам предыдущих поколений техники Canon, куда им следует пойти? Туда же отправляет она и всех «плёночников», имеющих любой аналоговый EOS, включая старшую камеру 1v. Проще говоря, владельцы EOS 3, EOS 1V, 30/30V/33, 300V/300X, 3000, а также цифровых EOS D30/D60, 300D/350D/400D, 10D/20D/30D, первого EOS 5D, EOS-1D/1D Mark II/1D Mark IIN/1Ds/1Ds Mark II и, наконец, EOS 1000D/1100D могут не рассчитывать на поддержку их оборудования в полном объёме. Нетрудно подсчитать, что синхронизатор не работает полноценно с >80% системы EOS, видимо, в этом и заключается секрет его относительной дешевизны.
Ситуация с Pocket Wizard такова: если после покупки комплекта 1+1 (рассмотрим Mini TT1 и Flex TT5) стоимостью 17–18 тысяч рублей (при условии, что он подошёл к вашей камере), у вас завалялись еще лишние 3000 руб. на AC3 Zone Controller, или пролёживает без дела лишняя 580-я или 430-я вспышка
(550EX, видите ли, не принимаются), ваши дела не так уж плохи. Хотя и не настолько хороши, как могли бы быть за эту цену. Такой же функциональности и удобства управления, как у Odin, добиться не получится из-за разных протоколов, да и «Биг Мак» из miniTT1 с пристыкованным к нему AC3 вызывает вопросы о механической прочности и риске за что-нибудь зацепиться.
В итоге, конечно, каждый выбирает то, что ему нравится. Возможность установки вспышки на Pocket Wizard, да и реализацию управления у AC3 в виде 3 переключателей и 3 колёсиков для каждой группы можно признать вполне удачной в плане оперативности, правда, параметры каждой группы надо будет помнить наизусть, ведь своего экрана-то у передатчика нет. Также нельзя обойти вниманием полноценный дисстанционный контроль мощности приборов Elinchrom RX (с помощью модулей AC3 и ST4), AlienBees (через FlexTT5 + AC9) и Einsten (при помощи модуля Pocket Wizard PowerMC2), а также других продуктов Пола Си Баффа (Paul C. Buff) — безусловно, это серьёзное достоинство. Однако впечатление от прекрасной интеграции PW с экзотическими осветительными приборами перечёркивается в моих глазах несовместимостью с ординарными системными вспышками Canon 550EX и топовой камерой 1D Mark IV, а также целой серией средних и мелких недоработок и неудачных конструктивных решений, каждый раз неприятно напоминающих о себе. Низкая стоимость King'a весьма привлекательна для тех, кто часто обновляет камеры и вспышки, а также решает более-менее постоянный круг задач, например, ETTL и FP-sync одного вынесенного источника при свадебной съёмке или портретах в парке на закате. Но лично мне хочется, во-первых, получать совместимость со всей своей техникой, включающей очень надёжные и удобные вспышки Canon 550EX, а также камеры Canon EOS-3 и EOS-1Ds. Во-вторых, задачи, стоящие передо мной, практически не имеют потенциального предела по внедрению технических средств — поэтому, чем выше гибкость, функциональность и количество возможных сочетаний — тем лучше. У Phottix Odin есть регулировка мощности групп вспышек. У «родных» вспышек, работающих в master–slave, она, конечно, тоже имеется, однако здесь производитель синхронизатора не только догнал, но и перегнал производителя того, что требуется синхронизировать. Любую из трёх ведомых групп (A, B, C) можно просто отключить, если она не нужна. Очень полезно, когда работаешь, скажем, на двух независимых съёмочных площадках, либо в меняющихся условиях, — например, при неконтролируемом перемещении объекта съёмки относительно источников. В родной системе отключить можно было только группу С (переводом из Slave A:B:C в Slave A:B), что не давало полной свободы действий и отнимало больше времени. Помимо контролируемого выключения и подключения групп, можно индивидуально изменять и режим отработки импульса каждой группой: ETTL (с компенсациями от -3 до +3EV) или М (ручной режим с полным набором от 1/128 до полной мощности). Кстати, компенсация автоэкспозиции задается отдельно для любой из трёх групп, в том числе и для С. Напомню: в родной системе мощность группы С можно задать только относительно группы B, группы A и B также имели соотношение мощности между собой, а относительно экспозиции самой камеры выставлялась только группа А. На мой взгляд, это слегка запутанно и отдельная компенсация для каждой группы куда нагляднее. Если же нужно именно задавать соотношение мощностей — к нашим услугам Ratio с соотношением A:B от 8:1 до 1:8 и плюс компенсация всего этого относительно общего экспозамера камеры.
На Единичках и EOS-3 функция Ratio доказала свою высокую эффективность, благодаря разнесению функции FEL и AEL, можно быстро и удобно произвести замер требуемой мощности вспышки по объекту, который требуется высветить, и отдельно зафиксировать общую экспозицию. Владельцы остальных камер вынуждены будут помучиться со сваленными в кучу (от экономии кнопок, не иначе) блокировками вспышки и просто экспозиции.
На самом деле за этим сухим перечислением кроются широчайшие возможности выстраивания и контроля световых схем. Сравнение Odin с Pixel King получается не в пользу последнего, даже если попытаться забыть о том, что он не поддерживает в полной мере большинство камер EOS. Дело в том, что King, как я понял из инструкции, не поддерживает раздельные режимы работы вспышек (либо все в ручном режиме, либо все в E-TTL), отключается только группа С, плюс соотношения и компенсации вводятся не слишком удобно. Вообще, сложилось ощущение очень сильной замкнутости управления на меню (для настройки любого параметра надо лезть в меню камеры и там выбирать нужное в трёхуровневом каталоге), а также ощутимой ограниченности. Ресивер не может использоваться для запуска вспышки и камеры одновременно (Phottix Strato — может), нет Ratio, нет компенсаций, нельзя даже ставить вспышку на башмак передатчика (в связи с этим логичный вопрос: а зачем тогда вообще сделали горячий башмак?). Все это ведет к потере оперативности и вариативности. Получается как в сказке: «А король-то — голый!»
Совместимость Phottix Odin и Strato.
Этот вопрос интересовал многих, в том числе меня, как владельца Strato. Поводов для разочарования не нашлось. Всё работает без нареканий, можно только порадоваться, что на хорошие синхронизаторы без ETTL, можно смотреть не как на «зависшее» оборудование, дублирующее Odin, а как на полноценную часть системы, дополнившей его. Что же сулит нам использование Strato и как это выглядит? Во-первых, приёмники Strato заметно дешевле, чем приёмники Odin, а для некоторых задач возможностей первых вполне достаточно. К этим задачам относятся, как несложно догадаться, работа со студийным светом, зонный, фоновый и контровый свет, а также дистанционный запуск камер. Так, за счёт расширения, автор получил из комплекта Odin 1+2 комплект синхронизаторов 1+5, причём, тремя вспышками из этой системы, при необходимости, может пользоваться сразу два фотографа, работающих в паре. Strato I совместимы с каналами TCU Odin, при нажатии кнопки Test они, как утверждает производитель, определяются и произведут контрольное срабатывание как часть группы A. На практике вспышки успевают сработать аж три раза, что, при установке для накамерных вспышек большой мощности, может быть чревато усиленным разрядом. Приёмники Strato II, имеющие и группы, и каналы, дают возможность определять группу, в которой работает тот или иной приёмник; однако, поскольку групп у Strato II не 3, а 4, группа D с «Одином» не работает. Как показала практика, приёмники Strato при запуске от TCU Odin поддерживают отдельные функции, недоступные «обычным» синхронизаторам, а именно срабатывание по второй шторке. Приятная мелочь, снимающая, помимо прочего, головную боль при работе с приёмниками Odin и Strato вперемешку. Разумеется, полноценными TTL-приёмниками Strato не становятся, быстрая синхронизация, инициация экспозамерного предпыха и прочие вещи им недоступны. Однако они могут помочь в другом: например, запускать вспышку в режиме стробоскопа. Для этого берем приёмник Odin или Strato, ставим на него вспышку в ведущем режиме (Master), настроив на ней параметры стробоскопного срабатывания. Другую вспышку переводим в режим Slave, синхронизируя с первой, и система начинает работать на гораздо большем расстоянии от камеры, причём, настроить можно как срабатывание обеих вспышек, так и одной лишь ведомой, оставив у ведущей только управляющий импульс. Думаю, иногда это может быть полезно. Следует упомянуть про и запуск камер: он возможен и производится по той же методике, что и с передатчиком Strato: никаких изменений.
Было у меня интересное предположение, что с помощью Odin'a можно выносить управляющую вспышку, чтобы та срабатывала сама и запускала другие. В случае успеха отпадала бы необходимость покупки более одного приёмника. Попытка поиграть в Radiopopper показала, что физически сделать так можно (наиболее толковый результат — вышеописанный стробоскопный режим), но никаких толковых настроек произвести на вынесенных вспышках уже нельзя, отчего смысл теряется.
Настройка ZOOM.
Да, значение зума у вспышек тоже можно настроить с TCU и это, на мой взгляд, очень нужная функция. Было в моей практике несколько ситуаций, когда такая возможность пригодилась бы. Замечу, что вспышки, установленные на приёмниках, «думают», что стоят на камере, поэтому мы и имеем возможность использовать расширенный (относительно режима Slave) функционал. Поведение вспышек в этом случае также аналогично их поведению на камере. Например, работает подсветка автофокусировки (её, безусловно, можно отключить в C.Fn вспышки), на изменение фокусного расстояния объектива вспышки могут реагировать изменением зума головы (если пользователь не задал значения с TCU, оставив прочерки). Обладатели Canon 580EX и 580EX II (и других вспышек, для которых производитель счёл лишним сделать отдельный режим «просто работает» и засыпающих на синхронизаторе в самый неподходящий момент) оценят тот факт, что Odin, как и Strato, способен «будить» уснувшие вспышки.
Рекомендации по съёмке с Phottix Odin.
Основные области применения этого синхронизатора я бы определил так:
Фотосъёмка выступлений, представлений, концертных программ, где случается недостаток света или его разнотемпературность, кривая настройка, а бегать каждый раз от стоек со вспышками к своей съёмочной позиции и обратно — нет времени и/или возможности.
Съёмка репортажа с разнообразных заседаний, круглых столов, конференций. Там, где есть время, но нет нормального света. Предельные параметры по выдержке и диафрагме с необходимым ISO 6400 за нормальный свет предлагаю не считать. Ну и общее уныние можно будет разбавить нестандартным освещением.
Портретная фотосъёмка на открытом воздухе, возможность быстрой синхронизации и настройки очень помогают и избавляют от необходимости бегать туда-сюда и подкручивать мощность вспышек вручную, а также избавляет от мучений с излишне закрытыми диафрагмами, ND фильтрами и выдержкой X-синхронизации.
Съёмка некоторых видов спорта — скажем, экстремального спорта, паркура, триала, трюков, велоспорта, единоборств. Съёмка лошадей и людей на лошади (конечно же, не на турнирах). Отражателей лошади обычно боятся, а на срабатывание вспышки не обращают особого внимания. Свадебная съёмка и разные ее составляющие: сборы, кольца, съёмка на прогулке, запуск голубей, танцы, съёмка в ресторане и т.д — вариантов не счесть.
Фотосъёмка танцев, особенно в неприспособленных залах. Бывает и так, что весь свет, который есть — это вспышки. И это лишь малая часть возможных применений Phottix Odin.
Особо отмечу: при съёмке вертикальных кадров с ведущей вспышкой, при использовании крупных объективов, отрезается довольно значительный «сектор обстрела» справа от фотографа — ведомая вспышка в этой мёртвой зоне будет работать неуверенно, особенно если съёмка происходит на улице или в помещении с удалёнными или слабоотражающими стенами и потолками. Да и развесовка камеры очень ухудшается из-за установленной в башмаке вспышки: камера начинаеттянуть влево, руки быстро устают, и работать так несколько часов очень сложно. Вариант установки вспышки на стробофрейм решает проблему слепой зоны справа, а также ликвидирует смещение центра тяжести, но увеличивает габариты и массу камеры. Подчас становится почти невыполнимой задача синхронизации двух вспышек, когда одна из них находится позади фотографа. В этом случае добиться уверенного срабатывания получается только для той ведомой вспышки, на которую направлена голова ведущей. Odin полностью решает все эти проблемы. Поскольку TCU очень лёгкий, он не оказывает влияния на развесовку камеры, ну а проблема мёртвой зоны справа от объектива для радиосинхронизации не актуальна.
Недостатки Odin
К серьёзным недостаткам можно отнести лишь отсутствие лампы подсветки АФ. Наличие этой функции делало бы Odin практически идеальным устройством в своем классе. Если её сделают (в самом приборе или некой «перемычке» между TCU и тушкой) — это будет очень правильным и полезным дополнением. Касательно отсутствия горячего башмака на TCU: не считаю это недостатком, поскольку устройство сделано для других задач, методика работы с ним иная, да и сама форма TCU никак не предполагает горячего башмака. Более того, про великолепную развесовку я уже упомянул, а вспышка ее бы нарушила. Возможно, инженерам Phottix следует подумать над тем, чтобы делать крышечки батарейных отсеков неотъёмными, это как пожелание.
Я не отказался бы увидеть в комплекте (или в отдельной продаже) чехол для переноски и хранения. Чехол был бы особенно полезен ввиду того, что TCU и два ресивера, состыкованные друг с другом, напоминают по форме кочергу или букву F, если угодно. Для Pocket Wizard существует чехол, продающийся отдельно.
Необычный постскриптум
По результатам выхода моей статьи о Strato высказывались многочисленные и разнообразные «теории заговора» на тему моей аганжированности и заказного характера статьи, сопровождающие нынче почти любой обзорный материал. Так вот, статья о Strato заказной не была — если, конечно, не считать заказом сказанные мне при покупке: «черкни пару строк, если не лень». Мне было не лень, хотя я сразу предупредил, что писать буду объективно и оценивать с позиции снимающего человека.
Данная статья — именно заказная. Заказало мне её представительство Phottix в России, поскольку расхвалить что-то в общих словах и прогреметь абстрактными техническими характеристиками может любой встречный-поперечный копирайтер и, как высказался знакомый репортер, журнальный «обозреватель». Проблема в том, что «оборзеватели» и, тем более, копирайтеры, в 99% случаев даже близко не понимают, зачем нужно такое устройство и как с ним работать. Да что копирайтеры? Общеизвестно, что очень большой процент фотографов не знает, как работает их оборудование, не разбирались с ним и даже не читали инструкцию. Есть у меня знакомый, который снимал свадьбы, портреты, одним словом, движуху, он и ассистент бегали с 5-метровым шнурком, синхронизируя по нему свою пыху с зонтиком. Всё это постоянно не срабатывало, цеплялось, провод из синхроконтакта выдёргивался, и он бы так и мучился до сих пор, когда бы я ему не рассказал, что вспышки можно синхронизировать. В результате он поверхностно освоил самую бестолковую синхронизацию — ручной режим без деления мощности, замера и прочих функций. Вспышки у него срабатывают на полную мощность (в т.ч. и ведущая на камере, которая не участвует в формировании светотеневого рисунка), а он после каждого снимка стоит и ждёт, пока пыхи перезарядятся. Жаловался на плохую фокусировку у Canon EOS 5D — подсказал ему, что есть смысл купить Единичку, и он купил 1Ds Mark III. Та же история: камера не настроена и инструкция не читалась, и лампа не горит, и врут календари. Теперь вот купил Pocket Wizard... Из возможностей своего оборудования этот человек использует едва ли 20%, при этом со спокойной душой лажает, проваливает съёмки, а потом винит оборудование, обстоятельства, клиентов (с некоторыми из которых у него очень напряжённые отношения), освещение, все у него виноваты, кроме него самого. К чему это я? Да к тому, что никакое оборудование не поможет, если не уметь им пользоваться. Из того, что мне приходится видеть в своей практике, лишь считанные фотографы чётко понимают, как и что нужно делать для получения желаемого результата. Так вот, не пора ли господам и дамам взять в руки инструкцию и перестать бояться своей техники? В наших руках поразительные возможности, которых до этого просто не было, и никто о них даже не мечтал, а также огромное информационное поле, в котором можно найти и проанализировать опыт многих других людей, надо лишь начать использовать эти возможности как можно полнее. Современный цифровой фотоаппарат, используемый без настройки параметров и адаптации к съёмочной задаче - это как хороший компьютер, используемый исключительно в качестве пишущей машинки. Впрочем, это уже совсем другая история…
Источник: photo-hq.ru