Летит сигнал по радиоволне... Или зачем платить больше?
Качественная синхронизация вспышек - одна из тех проблем, которая не перестаёт быть актуальной. Не так просто выбрать определённую модель радиосинхронизатора, особенно если задачи фотографа выходят за рамки простого "поджига" вынесенной вспышки по центральному контакту. Изучив технические характеристики и испробовав кое-какие модели, я пришёл к выводу, что универсального решения не существует даже в этой, казалось бы, весьма однозначной нише фотооборудования. Забегая вперёд, скажу, что остановил свой выбор на Phottix Strato. Эти устройства, не являясь полноценными TTL-синхронизаторами, тем не менее, предоставляют широкие возможности по контролю за освещением. Почему же я не купил сразу Pocket Wizard, решив тем самым все свои задачи? Второстепенных и сопутствующих причин можно назвать несколько: высокая стоимость (наибольшая среди аналогичных устройств), довольно значительные габариты приёмника FlexTT5, весьма мудрёное программирование и требующая компьютера настройка важных параметров. Конечно, со всеми этими недостатками профессиональный человек, ставящий во главу угла надёжность, качество и предоставляемые возможности, может и смириться (хотя, покупая самые дорогие радиосинхронизаторы на рынке, мириться с чем-либо категорически не хочется, всё же, деньги платятся не за компромиссы, а за их отсутствие). Основная же причина просто "добивает" своей парадоксальностью: нет совместимости Pocket Wizard с моим оборудованием. Да, вот так, беда пришла откуда не ждали - самые умные, навороченные и "обучаемые" синхронизаторы, оказывается, не совместимы ни с 1D Mark IV, ни со вспышками Canon 550EX. Дело в том, что вспышка 550EX с данными синхронизаторами работает только как ведомая, а в качестве ведущей использоваться не может. Приехали, называется... Невозможность использовать вспышку в качестве ведущей означает, что ни деления вынесенных вспышек на группы, ни задания соотношения мощностей, ни работы в ручном режиме с дисстанционным управлением мощностью и срабатываем, ни каких-либо других радостей не предвидится, - только тупо срабатывание по E-TTL без ведущей вспышки и работа на коротких выдержках в режиме FP-синхронизации.
Одним словом, непонятно, чем руководствовался производитель, "забыв" о том, что существует ещё одно поколение оборудования. Также не совсем ясно, что мешает написать прошивку под топовую камеру, выпущенную далеко не вчера?? У меня три 550-х вспышки, причин менять или дополнять их 580-й моделью нет, делать же это только ради удовлетворения зуда синхронизатора мне показалось излишней роскошью, чтобы потом ещё на съёмках нервничать, а "правильную" ли вспышку я поставил в синхронизатор и будет ли Pocket Wizard перед ней "Ку" делать? Отойдя от немалого удивления вышеописанной ситуацией, я обратил свой взор на синхронизаторы "для людей". Вот такая лирика...
Phottix Strato мне сразу понравился тем, что он очень добротно сделан, оснащён сквозным TTL-башмаком, на который можно установить накамерную вспышку с полным сохранением E-TTL (в т.ч. на удлинительном кабеле), а также довольно широкие возможности по контролю срабатывания групп вспышек, беспроводной и проводной синхронизации, запуску вспышек и камер. И всё это за вполне земные деньги. В общем, положительных сторон было столько, что окончательный выбор я сделал быстро. Немаловажный момент ещё и в том, что Phottix официально представлен в России, а это означает поддержку и минимизирует риск купить "кота в мешке".
Синхронизаторы Strato не трансиверы, а делятся по назначению на трансмиттер и ресивер (передатчик и приёмник). Отличий в массе и габаритах практически нет, трансмиттер чуть потяжелее за счёт полноценного металлического горячего башмака с фиксирующим кольцом. Я не случайно остановился на этом моменте: оказывается, далеко не все модели синхронизаторов оснащены нормальным фиксатором, что прогнозируемо ведёт к перебоям связи между камерой и передатчиком, либо даже к потере или повреждению передатчика, если тот упадёт.
И приёмник, и передатчик Strato питаются от стандартных батарей ААА (аккумуляторыподдерживаются в полном объёме), что не может не радовать. Также есть возможность подключать приёмники к внешним источникам питания напряжением 5В. Разряженные элементы питания можно легко и быстро заменить, а не носиться по магазинам и ларькам в поисках занесённой в Красную книгу "таблетки", как в случае с Pocket Wizard Mini TT1. Причём, крышка батарейного отсека располагается снизу, поэтому замена батареек у ресиверов производится без отсоединения вспышки и снятия синхронизатора со стойки. У трансмиттера, установленного на камере, также можно заменить аккумуляторы без отсоединения. Это не так удобно, как с приёмниками, но в принципе возможно. Ещё один приятный момент - простое и понятное управление. Справа и у приёмника, и у передатчика находятся переключатели каналов. Каналов 4, а с учётом рабочей частоты 2.4 ГГц, можно особо не волноваться о помехах (чего, кстати, нельзя сказать о частоте 433 МГц, забитой посторонними сигналами разнообразного происхождения). За время использования Strato мной не было выявлено ни одного ложного срабатывания или пропуска сигнала. Очень интересная и полезная особенность: передатчик можно настроить не только на один из 4 каналов, но и на срабатывание всех каналов сразу. Это полезно, если у вас одновременно используется сразу несколько вспышек, расположенных в различных зонах съёмочной площадки и выполняющих различные задачи. С помощью каналов можно управлять ими индивидуально, а в нужный момент выбрать срабатывание всех сразу. Такая функция будет исключительно полезна, например, на съёмке показа мод в неприспособленном помещении и без надлежащего освещения, при работе на конференциях, выставках, в портретной и свадебной съёмке, — сфер применения и конкретных вариантов использования множество, всё зависит только от фантазии и широты взглядов фотографа.
Производитель заявляет, что устойчивый сигнал поддерживается в радиусе 100 м. Проверить это на практике мне пока не довелось, но, с учетом уверенной работы в помещениях, разделенных толстыми стенами, звучит правдоподобно.
Strato - многофункциональные устройства. Они сочетают в себе возможности радиосинхронизации накамерных и студийных вспышек, а также могут выступать как пульт дистанционного управления, работающий и по радиоканалу, и через проводное соединение.
Комплект поставки радует тем, что туда не забыли положить все проводки, ремешки, батарейки и переходники для подключения студийных приборов с большим джеком 6.3 мм, а также инструкцию, в которой даже есть русский текст. За счёт идущих в комплекте ремешков, крепление синхронизаторов к студийной вспышке не составляет труда, кроме того, сводится к минимуму вероятность уронить синхронизатор или вывернуть "с мясом" гнездо синхроконтакта (этим страдают модели, втыкаемые в синхроконтакт и торчащие из него, словно на колышке). Единственным недостатком крепления на ремешке можно считать работу с журавлём, когда синхронизатор, висящий на ремешке, может биться о штангу журавля или об корпус моноблока, к которому подключён. Впрочем, у меня была мысль приклеить к практически свободному левому боку (или нижней части) приёмника липучку, а ответную часть поместить на моноблок, что даст возможность аккуратно монтировать синхронизаторы при работе с журавлём.
Теперь коснёмся работы со вспышкой, установленной на башмаке передатчика. Горячий башмак передатчика поддерживает E-TTL, вспышка может быть установлена как напрямую в него, так и вынесена с использованием удлинительного кабеля OC-E3 (и всех его аналогов разной длины). Помимо вспышки, в башмак может быть установлен, например, ST-E2 или даже другой синхронизатор. Очень удобна такая конфигурация горячего башмака при работе со стробойфреймом, да и вообще, в любых быстро меняющихся условиях, переход с рисующего на заполняющий характер света вспышек (или их комбинацию) производится фотографом за 1 секунду, ничего не надо менять или прикручивать/откручивать, теряя драгоценное время и кадры. Передатчик Strato устанавливается в башмак камеры, а уже в его башмак ставится кабель OC-E3, конструкция получается логичной и удобной, ничего нигде не торчит, не задевает и не выходит за габариты камеры. Акцентирую на этом вот почему: не раз и не два доводилось видеть фотографов вида "свадебщик обыкновенный плюс ассистент с зонтиком", у которых одна вспышка стояла на камере, а синхронизатор для поджига вспышки ассистента был установлен на самопальной металлической штанге, прикрученной к штативному гнезду камеры, и торчал откуда-то сбоку. Помимо чисто визуального отталкивающего эффекта, данная конструкция является очень уязвимой, т.к. может задеть (или зацепить проводком PC-sync) что угодно, включая шейный ремень камеры или даже брючный - её хозяина. Стоит заметить, что в открытые интерфейсы камеры забивается грязь и вода.
Возможность установки вспышки или ST-E2 имеет и ещё несколько преимуществ: во-первых, это подсветка автофокуса, во-вторых, возможность ставить на EOS-1D Mark III, EOS-1Ds Mark III и EOS-1D Mark IV выдержку х-синхронизации 1/300 сек. Как показала практика, камера успешно отрабатывает и 1/320 сек без появления чёрных полос, более того, если понимать природу этого явления, то можно спокойно снимать и на более коротких выдержках.
Источник: photo-hq.ru